Письменные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – граждан) и юридических лиц на предприятии рассматриваются в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“.
Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Письменные обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Письменные обращения граждан в обязательном порядке должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).
Письменные обращения юридических лиц в обязательном порядке должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
В обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
Замечания и (или) предложения вносятся в книгу замечаний и предложений в соответствии с формой книги замечаний и предложений, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Письменное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в случае если:
- письменные обращения изложены не на белорусском или русском языке;
- несоблюдении требований об указании наименования и (или) адреса организации либо должности лица, и (или) фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалов лица, которым направляется обращение;
- не указании фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалах гражданина, адреса его места жительства (места пребывания), не указании полного наименования юридического лица и его место нахождения;
- отсутствии фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) либо инициалов руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- отсутствии документов, подтверждающие полномочия представителей заявителей, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в случае подачи ими письменных обращений;
- содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- текст обращения не подается прочтению, рукописные обращения написаны нечетким, неразборчивым почерком;
- обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, не касаются качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам;
- обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
Письменные обращения, поданные в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ регистрируются в установленном порядке лицом, ответственным за организацию работы с обращениями граждан и юридических лиц, и в соответствии с резолюцией руководителя или лица им уполномоченного, направляются исполнителям для рассмотрения по существу, принятия необходимых мер, подготовки ответа.
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.
Образец формы письменного обращения (скачать).